leonid_vlad (leonid_vlad) wrote,
leonid_vlad
leonid_vlad

Categories:

ПВО России. Они были первыми.

Уважаемый господин блогер shatff напомнил-
сегодня 2-е воскресенье апреля, а значит праздник-День ПВО.
Пусть остряки расшифровывают ПВО как-"Пока Война-Отдохнём",
но о создании орудий для стрельбы по аэропланам военные задумались задолго до 1914 года.

Как и положено, новое оружие в начале XX века придумали немцы- в 1909 г. "Инженерный журнал" сообщал читателям, что в Германии имеется автомобильная пушка Эркхарда. Орудие калибром 5 см установлено в кузове автомобиля на тумбе с гидравлическим тормозом и пружинным накатником. Угол горизонтального наведения 60°, вертикального от -5° до +60°. Стреляло орудие шрапнелью весом 2,6 кг на расстояние до 7800 м при наибольшей высоте траектории 2400 м. Для стрельбы автомобиль устанавливается на четыре тумбы-упора.
Первую мировую войну Германия встретила единственной державой-участницей, имевшей на вооружении несколько специальных зенитных батарей.

В России в предвоенные годы также обсуждалась возможность создания специального орудия для стрельбы по воздушным целям. В этой связи, несомненно, нужно вспомнить имя Василия Васильевича Тарновского (27.10.1880 - 25.10.1926), замечательного артиллериста и энтузиаста зенитной артиллерии. Еще в 1911-12 гг., будучи прикомандированным к Офицерской артиллерийской школе, он занялся изучением проблемы стрельбы по летательным аппаратам. Вскоре ему стало ясно, что потребуется орудие специальной конструкции, а поскольку таких орудий нельзя будет иметь много, он считал целесообразным устанавливать их на автомобилях. Вместе со своими идеями, штабс-капитан В. В. Тарновский представил в Главное артиллерийское управление и чертеж спроектированной им специальной зенитной пушки. Но в тот момент ГАУ предложением не заинтересовалось. Свой проект В. В. Тарновский вынужден был уступить Путиловскому заводу. Начавшаяся в 1914 г. мировая война расставила все по своим местам - и относительно роли авиации, и относительно необходимости специальных средств борьбы с ней. Незадолго до войны то же ГАУ обратилось к Путиловскому заводу с заказом на зенитные орудия. Разработка окончательного проекта была поручена инженеру Францу Францевичу Лендеру (24.04.1881 - 14.09.1927); к работам был привлечен и автор первоначального проекта, уже капитан, В. В. Тарновский. В итоге получилось 3-дм. (76,2-мм) орудие образца 1914 г. Лендера-Тарновского.
Длина ствола 30 калибров, орудие устанавливалось на тумбовом станке. Оно имело круговой обстрел, углы вертикального наведения от -5° до +65° и могло стрелять всей номенклатурой патронов для 3-дм. полевой пушки образца 1902 г.
Инженер Лендер разработал специальный клиновый полуавтоматический затвором-на этот затвор Лендер получил патентное свидетельство, подтвержденное американским и английским патентными бюро.
Установка, прицельное приспособление и рассеивающий механизм орудия были разработаны капитаном В.В.Тарновским.

В августе 1914 года на Путиловский завод поступил заказ ГАУ на изготовление 12 пушек, их предполагалось установить на автомобили.
В декабре 1914 года начались испытания первых четырёх орудий и одновременно приступили к формированию противовоздушной автомобильной батареи.
Базой для первых самоходных орудий послужили отечественные пятитонные
грузовики "Руссо-Балт Т 40 /65".

Орудие установили на платформу машины, снабжённую тремя опускающимися при стрельбе упорами, моторный отсек и кабину забронировали.

Помимо четырёх боевых машин в 1-ю Отдельную батарею для стрельбы по воздушному флоту поставили четыре 3-х тонных грузовика "Руссо-Балт М 24/40", предназначенные для перевозки личного состава и боеприпасов.

После испытаний 20 марта 1915 года стрельбой и пробегом батарея под командованием капитана Тарновского в составе пяти офицеров, одного военного чиновника и 88 нижних чинов отправилась на Западный фронт.
17 июля батарея успешно отразила налёт девяти германских аэропланов. Позже под Варшавой батарея сбила два вражеских летательных аппарата.

Всего до марта 1917 года было сформировано двенадцать батарей на автомобилях. На вооружение новых батарей поступали автомобили "Руссо-Балт" и White TCD ( четыре боевые машины и четыре вспомогательные), но они уже не бронировались. Кроме того в штат батарей были включены: четыре мотоцикла(позже число их сократили до двух, но с колясками),три легковых автомобиля, грузовик для перевозки запасных частей, телефонного имущества и приборов наблюдения, автомастерская, автоцистерна, прожекторный автомобиль, автомобиль- кухня и автомобиль с генераторной установкой -
каждая батарея была полностью моторизованным подразделением.


Охрану Ставки Верховного Главнокомандования (г. Могилев) и Императорской резиденции с весны 1916 года осуществляли две Отдельные батареи на автомобилях White.
Отражение возможных атак с воздуха на императорский поезд обеспечивал расчёт грузового автомобиля, в кузове которого была размещена счетверённая пулемётная установка "Максим".
Летом 1916 года расчёт той установки в районе Луцка сбил австрийский самолёт, пытавшийся атаковать императорский поезд.

Так начиналось ПВО России.

В написании поста использован пост
https://vasik-catn.livejournal.com/54412.html блогера vasik_catn
и книга С.Кирилец, Г.Канинский "Автомобили Русской Императорской армии",ISBN 978-5-903389-28-5, Фонд "Русские Витязи".2010г., стр.164-165
и сайт http://www.gruzovikpress.ru/article/9603-istoriya-/
Tags: Великая война/Great War/La Grande guerre
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment