Весной 1986г. я сходил в Музей изобразительных искусств им. Пушкина на выставку импрессионистов из Вашингтонского музея. Чтобы быть в очереди за билетами в первых рядах, я из своего московского района первой электричкой доехал до Ленинградского вокзала, первым поездом метро доехал от «Комсомольской» до «Кропоткинской» и в очереди был в 5.40 утра. Я ещё запомнил, что передо мной стояли молодые девушки из Новополоцка - Белоруссия. Они специально приехали поездом на эту выставку. Но всё это я вспомнил, когда вчера, 11 января 2014 г. поехал к Храму Христа Спасителя.
Начало
Я забыл опыт своей молодости (да и вряд ли смог бы его повторить) и поехал от дома к метро на первом автобусе, примерно в 5.30 утра. Этот автобус не успевает к первому поезду метро на «Петровско-Разумовской», и в метро я уже сел на второй поезд. Поезд был заполнен, все сидячие места заняты. Конечно, на «Менделеевской» вагон стал пустым, но когда я пошёл переходить на «Боровицкую», я шёл в толпе. И я понял, практически все едут к Дарам Волхвов.
Люди ехали до «Парка Культуры» и многие, как и я, хотели выйти с радиальной станции. Но тот выход был закрыт, хотя на нём весит табличка, что он закрыт с 22.00 до 6.00, а было уже 6.10. Пошли мы все на выход с кольцевой, и оттуда устремились на Фрунзенскую набережную. У перехода под Крымской эстакадой уже стоял сотрудник ГАИ и регулировал движение, контролируя поток, выходящих из метро. По Крымскому проезду толпа, именно толпа, каждый хотел быть первым, практически бежала к Фрунзенской набережной. Там мы остановились на светофоре, на проезжей части, со всех сторон окружив троллейбус 79 маршрута, и по сигналу светофора, под контролем полиции перешли проезжую часть набережной и пошли вдоль очереди. Напротив дома №8 я нашёл конец очереди и встал в очередь. Время на часах было 6.28.
Очередь.
Моя мама, Царство ей Небесное, родилась в деревне Воронежской области. Папа, Царство ему Небесное, родился в деревне Смоленской
области. Когда я вставал в очередь, я увидел автобус с табличкой «Воронеж», а в очереди я стал за Смоленскими прихожанами Храма Святых Апостолов Петра и Павла - у них было две таблички, одна в начале нашего отсека, вторая сзади. Так я и стоял, со смолянами и воронежцами. Усматривать в этом какой-то Знак Божий, как напоминание о родителях я не буду - вот так получилось и всё. Мне очень понравился ответ священника в Приходской газете Храма Николая Чудотворца у Соломенной Строжки о Знаках Божьих:
«Батюшка, у меня икона упала? Это не к добру?
Ответ - матушка, это значит. Что сила тяжести перевесила силу трения.
Не надо в этом искать Знак Божий»
Да, рядом стояли ещё и люди из Подмосковья - из Ликино Дулёво и по-моему из Железнодорожного. Были и москвичи, кроме меня.
Очередь ведь как организована - мы не стоим, тротуар набережной огорожен и поделён на отсеки. Полиция называет их «шлюзами», я, когда там стоял, называл загоном. Но всё же загоны для скота, шлюзы для кораблей - поэтому буду называть отсеками. Итак, я стою в своём отсеке. Храм Христа Спасителя открывается в 8 утра, и понятно, что никакого движения до этого времени не будет. Темно, временами идёт достаточно сильный дождь, приходится открывать зонт. И хоть держу зонт достаточно высоко, всё рано он кому-то мешает. У нашего отсека стоит автобус - можно пройти в него, но у этого автобуса водителя не было, так что там конечно теплее чем на улице, но особенно не согреешься. В отсеке - человек 300, на всех нет сидячих мест в автобусе. Стою в темноте и пытаюсь дремать.
Ожидание.
Я верующий, но не воцерковленный человек. Я сейчас, очень на это надеюсь, прохожу путь от «захожанина» в прихожанина. Вокруг меня в большинстве стояли люди воцерковленные, да и ещё приехавшие коллективно. Они выезжали из Смоленска и Воронежа около 12 часов ночи. Подавляющее большинство стоящих - женщины. Я - не молодой человек, а большинство стоящих - моложе меня, основной возраст около 40 лет. Есть и молодёжь - например, две москвички студентки Института Физкультуры (РГУФКСТиМП) – Алиса и Татьяна, я потом вместе с ними и шёл до Храма. Но все стоим и ждём, в московской темноте.
В 8.27 происходит подвижка очереди - мы переходим в следующий отсек, и стоим теперь напротив дома №4, напротив касс «Аэрофлота», за остановочным павильоном троллейбуса. Возле этого отсека нет для нас автобуса укрыться от непогоды, но рядом с остановочным павильоном стоит пикапчик с агрегатом для изготовления кофе. Когда у него аппарат заработал, он кофе желающим продавал.
Стоим без движения. В очереди паломники говорят, что мол в Храме идёт служба, и поэтому не двигаемся. В 9.40 рассвело. С Крымского моста, а мы стоим в 90 метрах от него, очередь фотографируют.
Вот очень нам достался «невезучий» отсек, или совершенно непродуманно сделанный. Из-за того, что мы стоим за остановкой общественного транспорта, у нас нет ни автобуса для обогрева, ни туалетов. Туалеты мы видим, их штук 10- но они в следующем отсеке. Паломники поют «Символ Веры», «Богородица, дева, радуйся». Мужчина, который держит табличку «Смоленск», читает Кондак Богородице. Время перешло 11 часов, мы 3 часа стоим в этом отсеке без движения. Очередь паломников начинает становиться толпой. Мы же видим, что полиция не имеет никакой информации, что полицейские сами начинают залезать на парапет набережной, в надежде увидеть, из-за чего стоим. Тут же появляются слухи: 1) Приехали депутаты и они идут без очереди 2) Приехала Мэрия на десятках автобусов вместе с Собяниным и они идут без очереди.
Полицейский сержант честно нам говорит - он ничего не знает. Но он «отрезает» загородкой для нас три туалета от следующего отсека (всё хочу писать – загон вместо отсека), подгоняет и ставит на остановку троллейбуса №79 «Крымский мост» автобус, чтобы люди могли погреться и посидеть.
Никакой информации, мы становимся толпой. В туалет люди прорываются, протискиваются. Тяжёлое ожидание - оно длилось почти 5 часов - в 13.23 мы перешли в следующий отсек, с туалетами и палаткой «Стардогс». Проходит ещё 22 минуты – и мы уже в отсеке под Крымским мостом, там для обогрева стоит пара автобусов. Ещё 16 минут - и мы минуем Крымский мост, мы уже на Пречистенской набережной. Пошло движение, люди опять стали людьми, перестали быть толпой. Как и оказалось в дальнейшем, эти 5 часов с 8.28 до 13.23 оказались самыми тяжёлыми. С начало нашего стояния прошло 8 часов, мы на Пречистенской набережной, там, где Турчанинов переулок выходит на набережную.